×
ВНЕДРЕНИЕ МАРКИРОВКИ

Решаем ВСЕ вопросы по маркировке. Партнер Честного Знака, GS1

БЕСПЛАТНО зарегистрируем в GS1 и в Честном Знаке

  • ОДЕЖДА
  • ОБУВЬ
  • ЛЕГПРОМ
  • ВОДА
  • МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ
8 800 500-47-29
Звонок по России бесплатный
Маркировка товаров: Что входит в код на упаковке
779

Маркировка товаров: Что входит в код на упаковке

Маркировка товаров: Что входит в код на упаковке

Код маркировки

Сейчас вы можете встретить не только стандартные штрихкода, но и другие коды маркировки. У многих сразу же возникает вопрос: “Что они означают и как потребитель может с их помощью самостоятельно проверить продукт перед покупкой?”. В статье мы расскажем про это! Мы привыкли к традиционному штрихкоду — последовательности черно-белых полос и цифр.

Технология маркировать товар таким образом появилась в середине XX века. В совокупности штрихов и цифр зашифрована основная информация о товаре: страна производства, код производителя (код выдается при регистрации производства, длина шифра составляет 4–6 цифр), код самого товара (3–5 цифр, коды конкретных продуктов регистрирует производитель) и контрольное число (последнее). По нему можно вычислить достоверность штрихкода. Для этого существует специальная формула.

К примеру, возьмем такой штрихкод:

Чтобы проверить достоверность, нужно сложить цифры, стоящие на четных местах: 8 + 0 + 2 + 7 + 0 + 1 = 18.

Полученную сумму умножить на 3: 18 × 3 = 54.

Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры: 4 + 2 + 0 + 4 + 0 + 0 = 10.

Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3: 54 + 10 = 64.

Отбросить десятки (то есть оставляем последнюю цифру): получаем 4.

Из 10 вычесть полученное в прошлом пункте: 10 — 4 = 6.

Если последняя цифра предыдущего пункта была бы ноль, то и контрольное число было бы равно нулю.

Правда, мошенники могут брать действующие числовые коды и соединять их со штрихами и получать с виду правильный код.

Как видно, такая система учета не идеальна. Более того, со временем объемы производства стали слишком большими, из-за чего комбинаций чисел и штрихов стало не хватать, чтобы зашифровать информацию обо всех товарах.

Далее в Японии была изобретена систему QR-кодов, она позволяет зашифровать больше информации. Но то, что мы видим, например, на молоке, бутилированной воде или обувных коробках, на самом деле совсем не QR-коды. Это так называемый код Data Matrix, который содержит еще больше информации. Производитель получает такой код для каждого товара, тем самым регистрирует его в системе «Честный ЗНАК».

Выглядит код так:

Система маркировки кодом Data Matrix была создана с целью предотвратить попадание контрафактного товара на рынок. Производитель получает коды на свою продукцию от Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) и печатает их на этикетке или наклеивает на продукт. Data Matrix — это своеобразный паспорт, который невозможно подделать. В нем зашита основная информация о товаре: изготовитель, срок годности, дата производства, а где-то и оценка из рейтинга Роскачества!

Сегодня такая маркировка является обязательной для целого ряда товарных категорий.

К последним относятся:

  • Молочная продукция
  • Упакованная вода (в бутылках)
  • Лекарства
  • Табак
  • Одежда
  • Обувь
  • Шубы
  • Духи и туалетная вода
  • Шины
  • Фотоаппараты и лампы-вспышки

Обстановка в сфере маркировки

Почти полгода назад из-за введенных санкций рынок оказался в непростых условиях. Возникли трудности с обслуживанием зарубежного ПО и оборудования, так как часть иностранных партнеров приостановила работу с компаниями из России. Нарушилась логистика поставок расходных материалов и запчастей, а также стало сложно планировать бюджет из-за нестабильных цен.

Но бизнес оказался гибким и устойчивым к изменениям: рынок достаточно быстро перестроился, поставки комплектующих и расходных материалов оперативно были замещены поставками из Азиатского региона и с Ближнего Востока. Логистика также выровнялась как по срокам поставок, так и по стоимости.

Чтобы еще сильнее нивелировать риски, ЦРПТ запустил горячую линию по поиску комплектующих и расходных материалов, а также онлайн-площадку «Честное сообщество», где каждый участник может опубликовать свои вопросы по маркировке и напрямую подобрать поставщика. Был сформирован склад расходных материалов, комплектующих и готовых комплектов резервного оборудования. Вся продукция готова к отгрузке в день обращения. Актуальные позиции, а также кнопка для заказа данных материалов доступны на сайте «Честный Знак». Кроме того, Минпромторгом была запущена программа локализации оборудования для маркировки.


Имеются автоматические решения, например, JetPacker, программно-аппаратный комплекс, предназначенный для повышения производительности процессов сериализации и агрегации с минимальными затратами. JetPacker осуществляет функции автоматического сканирования промаркированых упаковок и распределения потоков между операторами-укладчиками.

Подводя итог, несмотря на все весенние опасения и вопросы о том, как работать дальше, рынок достаточно быстро перестроился. Благодаря совместным усилиям регулятора и участников рынка удалось разработать и реализовать ряд проектов по импортозамещению, поэтому нерешаемых проблем сейчас не возникает. При сложностях всегда можно обратиться за помощью к ЦРПТ или к российским разработчикам.

Количество показов: 779
Назад к списку статей
Статья оказалась полезной?
Расскажите о ней другим предпринимателям
Статьи, которые могут быть вам интересны: