Решаем ВСЕ вопросы по маркировке. Партнер Честного Знака, GS1
БЕСПЛАТНО зарегистрируем в GS1 и в Честном Знаке
В 3 квартале был замечен резкий рост импорта обуви — на 47% и 38% (если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года). Эти данные были опубликованы Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). Доля иностранных товаров на рынке составила большую часть: 56% в случае обуви и 55% — одежды. На такие резкие изменения повлияло сразу несколько факторов — эффект низкой базы прошлого года, а также параллельный импорт.
На основе аналитических данных ЦРПТ за III квартал по рынку обуви и продукции легкой промышленности, импорт данных категорий товаров резко вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Например, ввоз обуви подскочил почти на 47% (106,5 млн пар), в структуре потребления на импорт в итоге пришлось 58% от общего объема. Большую часть составили: ботинки (61 млн пар), сапоги (23,1 млн пар). За это промежуток отечественное производство выросло на 14%.
В сегменте верхней одежды тоже замечен рост: ее импорт вырос на 38% (21,7 млн штук), а доля рынка в общей структуре потребления составила 55%. Лидерами данной категории являются куртки (13,6 млн единиц), пальто (4,4 млн штук). Собственное производство этой продукции выросло на 47%.
В 2022 году компании были вынуждены изменить ассортимент и логистические цепочки. Привычные товары перестали поставляться стандартными способами и необходимо искать замену на других рынках или рассматривать варианты с параллельным импортом.
Процесс изменений на рынке завершен. Ниши ушедших из страны брендов замещены. По словам специалистов на рынке отсутствует дефицит товаров. Рост импорта и собственного производства давит на цены: они снижаются для конечного потребителя либо притормаживают в росте. По данным ЦРПТ, в III квартале 2022 года ботинки в среднем стоили 2,8 тыс. рублей, а в этом году их стоимость выросла лишь на 2%. Стоимость курток за год уменьшилась на 5% и составила 4,9 тыс. рублей.
Такая динамика по импорту в первую очередь связана с эффектом низкой базы прошлого года. Также влияние оказал механизм параллельного импорта.
В 2022 году из-за санкционного давления, все налаженные каналы поставки продукции разрушились и импорт резко сократился. Многие компании не имели возможность ввозить из Европы, например, обувь, сырье, станки. До 2022-го на поставки товаров из ЕС в Россию приходилось до 12% от общего объема обуви в РФ. Но уже в 2023 году логистика изменилась и адаптировалась. По оценкам экспертов основная часть отечественного рынка по-прежнему приходится на импорт из Китая, Европы, Вьетнама.
Более того в 2023 году в Россию вернулись европейские обувные бренды. Так, почти из 100 брендов возобновили работу в РФ около 15.
Еще несколько лет назад до 70% рынка приходилось на импортную продукцию, сейчас ее объем ежегодно сокращается. Рост ввоза в натуральном выражении скорее свидетельствует о том, как быстро в РФ развивается торговля на маркетплейсах, которые стали основным каналом сбыта для этой продукции, полагают в организации.
По экспертным оценкам, основными странами импорта обуви и продукции легкой промышленности в 2023-м стали такие страны, как Китай, Турция и Индия. В этом году эти логистические маршруты уже сложились, включая ввоз продукции по параллельному импорту, компании адаптировались к новым условиям и вышли на свои стандартные объемы ввоза продукции.