Решаем ВСЕ вопросы по маркировке. Партнер Честного Знака, GS1
БЕСПЛАТНО зарегистрируем в GS1 и в Честном Знаке
С 1 марта 2023 года в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 29.07.2022 № 1351 изменились правила продажи маркированной продукции для маркетплейсов и интернет-магазинов. Данные торговые площадки станут полноценными участниками оборота, теперь они несут ответственность за продажу немаркированного товара или отсутствие сведений о реализации такого товара в системе маркировки Честный ЗНАК.
На данный момент множество товаров, подлежащих маркировке, продаются на маркетплейсах, например: блузки, рубашки, пальто, куртки, плащи, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, обувь, велосипеды. С данными изменениями возникает много вопросов. В данной статье мы попробуем разобраться с ними.
Маркировкой принято считать специальная метка, которая необходима для борьбы с контрафактными товарами. С помощью маркировки государство отслеживает движение товара, а покупатель узнаёт данные о производителе и составе. Если на товаре нет маркировки «Честный ЗНАК», он будет считаться нелегальным.
По закону 487-ФЗ товары из определённых категорий нужно маркировать уникальным кодом Data Matrix. Это правило теперь относится и к маркетплейсам. Главное, не спутать Data Matrix код с QR-кодом. Характерное различие в том, что у QR-кода рисунок крупнее и в трёх углах есть квадраты.
Как выглядит путь маркировки товара от производителя до покупателя в 2024 году:
Данный перечень постоянно пополняется, поэтому проверяйте категории на сайте «Честный ЗНАК».
С 1 сентября 2024 года будет обязательной маркировка велосипедов и велосипедных рам. Также будут подлежать обязательной маркировке кресла-коляски, антисептики, БАДы.
Порядок действий зависит от того, откуда он взял товар: закупил у российского производителя или оптовика, импортировал или произвел сам.
Первый вариант – закупка маркированного товара у российского производителя. Данный вариант является самым распространенным. Производитель самостоятельно маркирует товар и вводит его в оборот. При закупке товара он отправляет селлеру УПД, который тот принимает в системе ЭДО, после чего товар автоматически начинается числиться за селлером.
Второй вариант – Импортированный товар. Процесс работы с таким товаром сложнее. Импортеру необходимо самостоятельно оформлять документы, договариваться о поставках с зарубежным партнером. Далее селлеру требуется промаркировать товар до пересечения границы РФ. Нужно договориться, чтобы это сделали либо на заводе производителя, либо промаркировать товар на таможенном складе. Только после того, как маркировка появится на товаре, его можно ввозить в Россию.
При оформлении таможенной декларации указываются все коды маркировки. После этого таможня дает разрешение на ввоз товара.
Далее селлер осуществляет отдельную операцию — вводит товар в оборот, указывая информацию о таможенной декларации, по которой товар въезжает в Россию.
Третий вариант – Селлер сам производит товар, который нужно маркировать. Потребуется зарегистрировать товар — создать карточку товара и присвоить ему штрих-код. После этого в системе Честный ЗНАК селлер заказывает коды маркировки и наносит их на товар.
Мы рекомендуем внимательно ознакомиться с условиями площадки, но маркетплейсы в любом случае проверяют маркированный товар.
Модель FBO предполагает доставку со склада маркетплейса, когда селлер упаковывает и отвозит партию товара на склад маркетплейса, а далее маркетплейс хранит его и готовит к отправке клиентам.
Когда товар приходит, маркетплейс его проверяет. Затем в личном кабинете селлера появляется уведомления о том, готова ли площадка принять товар.
Ozon сразу готовит УПД с кодами, селлеру нужно лишь скачать их и подгрузить в сервис ЭДО. А у Wildberries схема другая: площадка создает акт приемки, где указаны все коды маркировки, принятые у селлера. На основе акта селлер самостоятельно формирует УПД.
При модели FBO право собственности на товар переходит маркетплейсу. Поэтому он ответственен за то, чтобы товар был правильно выведен из оборота.
FBS-модель предполагает хранение товара на складе селлера. Маркетплейс выполняет в этом случае только функцию доставки.
В тот момент, когда селлер готовит товар к отгрузке покупателю, он должен отсканировать код маркировки, указанный на товаре. И этот код нужно отсканировать в личный кабинет маркетплейса. Когда клиент покупает товар, маркетплейс уведомляет об этом в отчете о продажах, и селлер может вывести его из оборота.
Таким образом, если вы храните и отгружаете товар самостоятельно, то и из оборота его нужно выводить самостоятельно, даже несмотря на то, что чек выбивает маркетплейс. Способ вывода товара из оборота в этом случае — не чек, а подача сведения в систему Честный ЗНАК о продаже маркированной продукции дистанционным способом.
Есть 3 ошибки, которые часто совершают продавцы.
Если производить, продавать и вводить в оборот товары без маркировки, назначат штраф с конфискацией: для должностного лица от 5 000 до 10 000 рублей; для юридического лица от 50 до 100 тысяч рублей. Если производить и сбывать товары в большом объёме, продавать с поддельным Data Matrix кодом, грозит штраф 300 тысяч рублей, принудительные работы сроком до 3 лет, а также лишение свободы на срок до 3 лет и штраф 80 000 рублей.
GetMark сделает процесс выхода на маркетплейсы простым и понятным. Мы возьмем сложные вопросы на себя!