Решаем ВСЕ вопросы по маркировке. Партнер Честного Знака, GS1
БЕСПЛАТНО зарегистрируем в GS1 и в Честном Знаке
Работа национальной системы маркировки «Честный Знак» опирается на нормативные документы. В данной статье мы расскажем о правовых актах принятых для организации системы маркировки.
Для внедрения маркировки Вам нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО сделать следующее:
Вам нужно изучить всю информацию про маркировку и самостоятельно ее внедрить.
Все необходимые процессы, связанные с маркировкой, Вы сможете решить в программе GetMark + для Вас всегда работает наша служба поддержки. Вам не нужно проходить доп обучение, Вам все настроят и покажут как работать наши специалисты.
Для подключения GetMark позвоните нам - 8 (800) 500-47-29
Программа GetMark Вам также пригодится если у Вас возникают следующие вопросы:
Мы знаем про маркировку Все. Наше ПО особенно будет полезно тем кто работает с Wildberries, Ozon.
Не тратьте свое время, на поиски ответов на свои вопросы в интернете, просто позвоните нам 8 (800) 500-47-29
* Подробности уточняйте у менеджера по телефону 8 (800) 500-47-29
Работа национальной системы маркировки «Честный Знак» опирается на нормативные документы. Правовые акты приняты для организации системы прослеживания в целом и для описания правил работы с маркировкой в конкретной товарной категории.
Организация маркировки продукции на предприятии и работа с маркированным товаром в обязательном порядке должны учитывать требования законодательства, прописанные в законодательных актах. Это позволит организовать процесс маркировки продукции правильно и избежать штрафов и пройти проверку контролирующих органов.
Приведем для ознакомления постановления и законы по маркировке, действующие на 2021 год по каждой товарной группе и кратко расскажем, что каждый из них меняет.
Для начала рассмотрим основной свод законов, регулирующих маркировку товаров Честный ЗНАК. Они описывают базовые правила работы со средствами идентификации, вводят терминологию и стандарты. Приведем общие для отраслей документы о маркировке товаров и работе системы мониторинга, которые утвердило российское правительство.
Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 487-ФЗ вносит корректировки в федеральные законы о кассах и торговле: 381-ФЗ и 54-ФЗ. В документе указаны цели запуска системы маркировки. Закреплен запрет на оборот товаров без средств идентификации и наступление ответственности за его невыполнение. Прописано, что определять перечень товарных групп и реквизит товара в чеке будет Правительство.
Вступил в силу 1 января 2019.
Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ вносит изменения в федеральные законы о кассах и торговле: 381-ФЗ и 54-ФЗ. Добавлены значения терминов, связанных с маркировкой. Прописано само понятие система мониторинга и базовые правила ее работы. Прописаны изменения в порядке обмена информацией между ОФД (оператором фискальных данных) и ГИС (государственной информационной системой) и ее конфиденциальность.
Вступил в силу с 1 января 2019.
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ вносит изменения в Налоговый кодекс: предприниматели, реализующие подлежащие обязательной маркировке товары, не могут применять ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и патент.
Вступил в силу с 1 октября 2020.
РП РФ от 28.04.2018 г. № 791-р описаны принцип и модель работы системы маркировки. Ростеху поручено создание проектного офиса для создания информационной системы, а Минпромторгу координация системы. Прописана ответственность оператора маркировки.
Опубликован в интернете 04 мая 2018.
В РП РФ от 28.04.2018 г. № 792-р указан список товарных групп, для которых запускается маркировка. Обозначены даты введения марок, приведены номенклатурные товарные коды: ТН ВЭД и ОКПД2. По документу удобно сверять номенклатурные коды товаров, которые нужно маркировать.
Вступило в силу с 1 января 2019.
В РП РФ от 28.12.2018 г. № 2963-р прописаны и детализированы цели создания единой системы маркировки в России. Указан перечень правовых актов, на которых основана система. Сформулированы требования к ГИС.
Минпромторг обозначен координатором, прописаны его функции. МинЦифрам поручено регулировать информационную составляющую (обмен данными, технические требования и контроль их соблюдения, участие в приемке системы).
РП РФ от 08.05.2019 № 899-р описывает необходимость совместной работы государства и частного бизнеса над информационной системой маркировки. Приводятся детали проекта, поставленные цели и задачи.
РП РФ от 3.04.2019 г. N 620-р устанавливает оператора национальной системы маркировки организацию ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).
В Постановлении Правительства РФ от 26.04.2019 г. N 515 детально описана система мониторинга, созданная для контроля за оборотом товаров и правила маркировки. Расшифрованы используемые понятия и терминология. Указаны правила обмена информацией с оператором маркировки участников рынка.
Вступило в силу 14 мая 2019.
В ПП РФ от 8.05.2019 г. N 577 указана стоимость кодов маркировки, а также порядок их оплаты оператору маркировки.
Плата взимается с 1 июля 2019.
ПП РФ от 21.02.2019 г. N 174 вводит новый реквизит “код товара” в кассовых чеках и расшифровывает, какие данные этот признак должен содержать. Обязывает ФНС (федеральную налоговую службу) изменить форматы документов: что печатается на бумажном чеке и передается в электронном.
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 1955 детально описывает порядок работы с информацией в системе маркировки, регламентирует доступ к сведениям и порядок получения информации участниками товарного рынка и органами власти.
Перечисленные выше документы формируют нормативную базу для системы маркировки и порядок работы со средствами идентификации. Однако правовые акты по маркировке Честный ЗНАК также выпускались для каждой группы товаров. Для участников товарного рынка конкретной отрасли важно быть в курсе законодательной повестки именно в разрезе товарной группы. Приведем нормативные акты по всем группам товаров, для которых маркировка уже запущена.
№2099 — Постановление Правительства РФ (15.12.2020)
Описаны правила маркировки молока и молочной продукции. Указаны номенклатурные товарные коды и даты внедрения средств идентификации для молочной продукции (молоко, мороженое, сыры и прочая продукция). Прописаны этапы запуска маркировки и перечень товаров, которые маркировке не подлежат.
№303 — Постановление Правительства РФ (03.03.2021)
Корректирует правила предоставления субсидий для промышленности.
№3322-р — Распоряжение Правительства РФ (15.12.2020)
Вносит изменение в перечень подлежащей маркировке молочной продукции, указанной в распоряжении №792-р.
№836 — Постановление Правительства РФ (29.06.2019)
Описаны сроки и порядок эксперимента по маркировке для молочной отрасли. Распределены обязанности между министерствами.
№371 — Постановление Правительства РФ (30.03.2020)
Скорректированы сроки запуска маркировки молочной продукции (молоко, мороженое, сыры и прочая продукция), указанные в Постановлении 836.
№2647-р — Распоряжение Правительства РФ (08.11.2019)
Изменен срок введения маркировки молочной продукции, указанный в документе №792-р. Предусмотрена возможность работы без маркировки до 1 декабря 2020 года.
№215 — Постановление Правительства РФ (28.02.2020)
Корректирует сроки эксперимента по маркировке молочной продукции, указанные в Постановлении 836.
№1956 — Постановление Правительства РФ (31.12.2019)
Указывает даты запуска обязательной маркировки для легкой промышленности, а также порядок работы с немаркированными остатками. Перечисляет товары, попадающие под обязательную маркировку: некоторые категории верхней одежды (взрослая и детская) и текстиль (постельное, столовое, туалетное и кухонное белье).
№343 — Постановление Правительства РФ (10.03.2021)
Корректирует и дополняет текст Постановления №1956 и продлевает срок маркировки остатков.
№860 — Постановление правительства (05.07.2019)
Подробно описаны правила маркировки для обувных товаров. Определены сроки запуска маркировки для различной продукции (ввозимой, производимой, реализуемой). Прописаны правила работы с агрегированным таможенным кодом. Указаны статусы для кодов и их значение.
№216 — Постановление правительства РФ (29.02.2020)
Изменяет даты внедрения обязательной маркировки для обувных товаров, указанные в Постановлении №860.
№952 — Постановление Правительства РФ (30.06.2020)
Изменяет даты внедрения обязательной маркировки для обувных товаров, указанные в Постановлении №860. Уточняет порядок маркировки обуви.
№560 — Постановление Правительства РФ (08.04.2021)
Корректирует сроки маркировки остатков обувных товаров. В документе указаны новые даты ввода продукции в оборот и какие остатки можно вносить в систему мониторинга.
№1958 — Постановление Правительства РФ (31.12.2019)
Определяет даты и этапы запуска маркировки для шин. Содержит перечень номенклатурных товарных кодов ТН ВЭД и ОКПД2, для которых вводятся марки и группы товаров, которые под маркировку не попали. Детализирует способы нанесения, порядок маркировки и продажи маркированных шин и покрышек, взаимодействие между контрагентами.
№753 — Постановление Правительства РФ (11.06.2019)
Сообщает о запуске эксперимента в шинной отрасли (на текущий момент завершен). По итогам эксперимента созданы рекомендации по нанесению средств идентификации, датам запуска маркировки и порядок работы для этого вида продукции. Итоги эксперимента по маркировке шин и покрышек признаны положительными для рынка и рекомендовано внедрение средств идентификации.
№1957 — Постановление Правительства РФ (31.12.2019)
Содержит даты и этапы введения маркировки для парфюмерной продукции. Конкретизирует список номенклатурных товарных кодов ТН ВЭД и ОКПД2, для которых вводится маркировка. Определяет способ нанесения, порядок маркировки и реализации духов, взаимодействие между участниками рынка.
№ 814 — Постановление Правительства РФ (26.06.2019)
Сообщает о запуске добровольного эксперимента по маркировке парфюмерии (проведен в 2019 году с 1 июля по 30 ноября, на текущий момент завершен). На основе полученных в ходе эксперимента данных для отрасли рекомендовано внедрение средств идентификации.
№ 497 — Постановление Правительства РФ (31.03.2021)
Корректирует даты запуска обязательной маркировки для духов и туалетной воды.
№1795 — Постановление Правительства РФ (07.11.2020)
В документе уточнены правила маркировки духов и туалетной воды. Указан срок внесения информации в систему национальной маркировки для парфюмерной продукции без средств идентификации.
* Подробности уточняйте у менеджера по телефону 8 (800) 500-47-29
№1953 — Постановление Правительства РФ (31.12.2019)
Основной документ по правилам и срокам запуска маркировки для фототоваров. Содержит товарные коды фотоаппаратов и фотовспышек, которые необходимо маркировать. Приведены рекомендации по нанесению этикеток с кодом DataMatrix.
№ 497 — Постановление Правительства РФ (31.03.2021)
Корректирует даты запуска обязательной маркировки для фотокамер, фотовспышек и ламп-вспышек.
№1795 — Постановление Правительства РФ (07.11.2020)
В документе уточнены правила маркировки фототоваров. Указан срок внесения информации в систему национальной маркировки для фотоаппаратов и ламп-вспышек без средств идентификации. Описаны правила нанесения маркировки на упаковку, в том числе в случае комплекта и набора фототоваров.
№224 — Постановление Правительства РФ (28.02.2019)
В нормативном акте детально прописаны правила работы со средствами идентификации для компаний производящих и торгующих табачными изделиями. Описаны этапы запуска маркировки для табачной продукции и действия на каждом из этапов участников рынка.
№953 — Постановление Правительства РФ (30.06.2020)
В постановлении перечислены виды табачных изделий, для которых вводится маркировка (приведен список ТН ВЭД и ОКПД2), добавлена информация о маркировке альтернативной табачной продукции. Установлены сроки маркировки, правила нанесения средств идентификации и формирования агрегированного таможенного кода.
№1433 — Постановление Правительства РФ (27.11.2017)
Описаны сроки и условия проведения эксперимента по маркировке для табачной отрасли (на текущий момент завершен). Участие в мероприятии участников оборота было добровольным. Итоги эксперимента стали основанием для запуска марок для табачной продукции. Табак стал первой товарной группой, для которой ввели средства идентификации.
№1556 — Постановление Правительства РФ (30.06.2020)
Постановление сообщает о создании системы прослеживания для лекарств. Описана работа системы мониторинга движения лекарственных препаратов или МДЛП. Указано как наносить марки на упаковку лекарственных препаратов. Содержатся определения и термины, касающиеся маркировки лекарств. Указан порядок работы в МДЛП участников рынка. В дальнейшем текст Постановления скорректирован и дополнен документами №60 от 28.01.2021, №1779 от 02.11.2020, №1079 от 21.07.2020.
№1557 — Постановление Правительства РФ (14.12.18)
Описаны особенности работы системы МДЛП для медицинских организаций. Постановление касается обращения лекарств для лечения гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезнь Гоше, злокачественных новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянного склероза, терапии после трансплантации органов и (или) тканей (Государственная программа «7 нозологий»). Прописаны сроки и порядок обязательных действий для участников оборота.
№1558 — Постановление Правительства РФ (14.12.18)
Описывает порядок работы с общедоступной информацией в системе МДЛП для оператора маркировки, Минздрава, федеральных органов власти.
№2828-р — Распоряжение Правительства РФ (18.12.2018)
Назначает оператором системы МДЛП организацию ЦРПТ.
№62 — Постановление Правительства РФ (24.01.2017)
Документ сообщает о запуске эксперимента по маркировке лекарств (проводился с 1 февраля 2017 по 31 декабря 2019). В документ вносились изменения 30 декабря 2017 года Постановлением Правительства №1715 и 28 августа 2018 года Постановлением Правительства №1018.
№955 — Постановление Правительства РФ (30.06.2020)
Определяет порядок работы с лекарственными препаратами без нанесенной маркировки с июля по октябрь 2020 года, описан алгоритм согласования с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
№ 425-ФЗ — Федеральный закон ( 28.12.2017)
Вносит изменения в порядок обращения лекарств описанный в №61-ФЗ. Закрепляет законодательную базу для работы со средствами идентификации для лекарственных препаратов. Дополнительные корректировки в законодательную базу введены 27.12.2019 Федеральным законом №462-ФЗ.
№800н — Приказ Минздрава России (13.10.2017)
Описывает правила маркировки аутологичных клеточных продуктов радиочастотными метками.
Меховые изделия стали для российского товарного рынка пилотным проектом по работе со средствами идентификации. На момент запуска системы прослеживания оператором маркировки выступала ФНС.
№787 — Постановление правительства РФ (11.08.2016)
Сообщает о запуске проекта по маркировке шуб и меховых изделий. Описан порядок работы со средствами идентификации, максимальная стоимость метки и параметры информационной системы.
№1034 — Постановление Правительства РФ (12.10.2016)
Корректирует текст Постановления №787. Добавлен пункт 9 об изготовлении и выдаче средств идентификации.
№270 — Постановление Правительства РФ (12.10.2016)
Вносит изменения в нормативный акт № 787 и назначает оператором маркировки организацию ЦРПТ.
№105-ФЗ — Федеральный закон (26.05.2016)
Придает юридическую силу соглашению об организации системы прослеживаемости для меховых изделий.
№158-ФЗ — Федеральный закон (18.07.2017)
Продлевает работы систему маркировки для меховых изделий, запущенную в 2015 году.
Контролирует выполнение правил работы с маркировкой и накладывает на предпринимателей штрафы Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Роспотребнадзор.
Сотрудники Роспотребнадзора проводят проверки торговых точек и отрабатывают жалобы, поступившие от потребителей. Этот же государственный орган работает с сообщениями о нарушениях, которые пользователи отправляют через мобильное приложение Честный ЗНАК (предварительно первичную модерацию сообщений проводит оператор маркировки).
При выявлении в ходе проверки нарушений сотрудники проверяющего органа составляют протокол, в котором фиксируют невыполнение закона о маркировке. По результатам проверки предпринимателю назначают штраф и конфискуют товары. Подробнее о размере штрафов читайте в нашей статье: «Штрафы за отсутствие маркировки на товаре и ужесточение за подделку».
Не все предприниматели знают, что решение контролирующих органов можно оспорить в суде. Если штраф Роспотребнадзора наложен необоснованно, подайте жалобу в само ведомство или в суд. Например, для предпринимателей в Ростове-на-Дону Арбитражный суд отменил штраф 100 тысяч рублей, назначенный Роспотребнадзором по результатам выездной проверки.
Кроме Роспотребнадзора проверяют представители таможни (если товар завозился из-за рубежа) и сотрудники Федеральной налоговой службы (проверяют порядок реализации и работу касс).